Судебно-трасологическая экспертиза: виды, особенности и этапы проведения
Содержание:
Выявление, фиксация, сбор следов на месте происшествия – это первый шаг любого расследования. Без заключения трасологической экспертизы, кому или чему эти следы принадлежат, как появились, какие есть причинно-следственные связи, наличие таких улик теряет смысл.
Что такое трасологическая экспертиза
Криминалисты называют следы «молчаливыми свидетелями», способными рассказать целую историю. На месте происшествия в любом случае остаются царапины, осколки, оттиски, механические повреждения, прочие фрагменты. В свою очередь, часть следов после контакта виновное лицо уносит с собой. Это могут быть частицы земли, волос, человеческих выделений, горюче-смазочных, пороховых материалов.
Изучением таких следов с целью определения объекта, который их оставил, и условий их образования занимается трасологическая судебная экспертиза. При исследовании следов-отображений можно выяснить:
- механизм следообразования, например, с какой стороны разбили стекло, взломали дверь;
- отдельные признаки, которые характеризуют личность преступника, – рост, пол, вес, профессию;
- групповую принадлежность – каким именно предметом оставили следы;
- идентификационную принадлежность – было ли транспортное средство подозреваемого на месте аварии.
Особенности трасологической экспертизы
Исследуемые в трасологии следы нельзя воспринимать в узком смысле. По характеру образования они бывают:
- Материальными – отображения одних объектов на других в результате контакта, аварии, совершения преступления. Это отпечатки обуви, рук, орудий взлома, автомобилей.
- Следами-предметами. В эту категорию включают пломбы, замки, оставленные осколки, другие изделия.
- Следами-веществами. Сюда относят кровь, лакокрасочные, горюче-смазочные материалы, грязь с признаками направления движения.
Часть следов изучают, кроме трасологов, другие специалисты для решения многих задач, в частности установления механизма возникновения отпечатков с использованием ситуационного анализа. Исследование проводит комиссия, в которую могут входить, кроме трасологов, медики, баллисты, материаловеды.
Виды трасологических экспертиз
В зависимости от решаемых задач и объектов исследования, выделяют несколько видов и подвидов трасологических экспертиз следов:
- Гомеоскопические – все типы исследований, связанных со следами человека: дактилоскопическая, отпечатков обуви, ног, протезов, зубов, губ, кожного покрова.
- Механоскопические – изучение следов, оставленных орудиями и инструментами, механических повреждений одежды, замков, узлов, пломб, осколков.
- Транспортно-трасологические – исследования царапин, вмятин, повреждений, отпечатков шин для восстановления полной картины ДТП.
- Исследование отпечатков животных – изучают следы лап, подков, зубов, пр.
Из классификации, утвержденной ГОСТ Р 57428-2017, можно сделать вывод, что во время проведения тератологической экспертизы изучают любые следы, которые оставили люди, животные, инструменты, транспорт.
В каких случаях проводится трасологическая экспертиза
Назначает экспертизу и определяет задачу суд или следователь. Проводят ее непосредственно после происшествия или в ходе процессуальных действий.
Основные цели, которые ставят перед экспертами, – идентификационные и диагностические. До начала исследования специалисты обязаны обнаружить и зафиксировать следы. Эту часть работы относят к первому шагу выполнения диагностических задач. Чтобы в дальнейшем выводы приняли в суде, необходимо правильно запротоколировать найденные улики.
Идентификационные задачи направлены на то, чтобы определить принадлежность:
- к определенной группе объектов, которые оставили след;
- частей по морфологическим и другим признакам единому целому. Например, принадлежит ли обнаруженный осколок на месте аварии фаре автомобиля подозреваемого.
Диагностические задачи преследуют цель установить:
- Пригодность следов для идентификации. Важно выяснить, можно ли использовать отпечаток для дальнейшего исследования. В некоторых ситуациях материалы настолько нечеткие, слабые, что провести адекватное исследование невозможно.
- Время возникновения следов. Под влиянием осадков и времени отпечатки могут значительно исказиться. Кроме этого, важно отделить материалы рассматриваемого происшествия от тех, что возникли раньше или позже.
- Механизм контакта, который привел к появлению отпечатков. Например, направление движения транспортных средств. Кроме прямого механического контакта, эксперты изучают следы, которые появились в результате химического, теплового, микробиологического воздействия.
- Последовательность возникновения отпечатков. При выявлении факта контактного воздействия нередко обнаруживают, что вещество попадает на следоноситель не в результате прямого соприкосновения, а через другие объекты. Такие наслоения горюче-смазочных материалов, крови, различных волокон усложняют задачу, поэтому решаются трасологами с привлечением материаловедов, судебных медиков.
- Выяснить свойства, состояние исследуемого объекта. Например, были ли существенные поломки автомобиля до ДТП, какую скорость ТС развило до столкновения, происходило ли торможение. Кроме этого, выявляют скрытые повреждения, например царапины в замке от применения отмычек, для чего требуется разобрать объект.
Инициировать исследование, кроме следователя и суда, могут заинтересованные лица. Особенно это актуально для проведения трасологической экспертизы при ДТП. При взаимных претензиях участников, наличии пострадавших, в том числе когда виновный скрылся с места аварии, ее проводят сразу после происшествия. Но привлечь трасологов по собственной инициативе может и заинтересованная сторона, если:
- участник ДТП сомневается в объективности судебной экспертизы;
- страховая отказывает в выплате, так как не верит, что повреждения связаны с аварией.
Любую экспертизу заинтересованное лицо может оспорить, заказав независимое исследование.
Как проводится трасологическая экспертиза
При проведении расследования на месте происшествия работают трасологи, которые есть в штате следственных органов. По решению суда или инициативе заинтересованной стороны допускается привлечение независимой экспертной компании, например «Стандарт Эксперт». Обращайте внимание, что проводить трасологическое исследование имеют право только специалисты с профильным образованием и наличием специальных допусков. Для некоторых специфических ситуаций требуется собрать команду экспертов, в которую будут входить, кроме трасологов, материаловеды, медики, баллисты, другие узкие специалисты. После согласования заявки, времени проведения обследования, уведомления всех заинтересованных сторон сотрудники приступают к работе.
Процесс состоит из нескольких обязательных этапов:
- Изучения представленных документов, в том числе ранее проведенного исследования, если речь идет о его оспаривании.
- Выезда команды на место происшествия. Для проведения экстренной экспертизы сразу после события важно начать этот этап как можно раньше.
- Сбора и фиксации следов. На месте эксперты собирают улики, ведут фото- и видеосъемку, составляют схему происшествия, на которой отмечают важные сведения.
- Осмотра объекта исследования. При расследовании обстоятельств ДТП обязательно осматривают автомобиль, в том числе если ТС отбуксировано на штрафстоянку, в автосервис. При необходимости проводят частичную разборку.
- Проведения лабораторных и других специфических исследований.
- Компьютерного моделирования происшествия. Показывает наглядно, как произошла авария или другое расследуемое событие.
На основании проведенной работы эксперт-трасолог составляет отчет со всеми выкладками и расчетами, в заключении отражает вывод.
Важно понимать, что эксперты не называют виновных происшествий, а только указывают причинно-следственную связь, выявленную в ходе изучения следов. Но такое заключение принимают в судах как неоспоримое доказательство.