Оценка ущерба автомобиля после ДТП
После аварии нередко возникает проблема с выплатами от страховой компании. Этих трудностей помогает избежать независимая автоэкспертиза, но при ее проведении должны строго соблюдаться определенные правила. Эту экспертизу проводят специальные независимые компании, что позволяет получить объективные данные о состоянии авто после ДТП и сумме ущерба. При этом в стоимость ремонта может включаться цена всех запасных частей и материалов. Если страховая компания не провела осмотр машины после аварии в течение пяти дней, можно нанимать экспертную организацию.
При этом для оценки повреждений машины могут привлекаться сразу два специалиста – эксперт-оценщик и эксперт-трасолог. При трасологической экспертизе тщательно изучается обстановка на месте происшествия, а также все полученные повреждения машиной. Если страховая компания отказывается признать случившуюся аварию, то в этом случае сможет помочь только независимый трасолог, который выезжает на место ДТП.
В каких случаях требуется независимая автоэкспертиза?
Проводится обычно независимая автоэкспертиза после ДТП, но это не единственный вариант, когда она бывает необходима. Существует множество ситуаций, когда нужно выяснить обстоятельства, связанные с транспортным средством:
- нанесение любого урона авто, при этом причинять ущерб может не только другой транспорт, но и поваленное дерево или столб. Нередко хулиганы наносят ущерб машине рисованием краской на капоте или ударами тяжелым предметом. В этом случае автоэксперт составит акт, который станет основанием для предъявления требований к причинившим ущерб и оплаты ремонта машины;
- при занижении страховой стоимости ремонтных работ;
- после покупки авто были обнаружены серьезные дефекты, о которых продавец не предупредил покупателя;
- перед продажей машины;
- при дарении авто;
- передача транспортного средства по наследству.
Многие повреждения машин носят скрытый характер, поэтому для их обнаружения необходимо использовать дорогое профессиональное оборудование. От качества проведенного исследования во многом зависит результат споров со страховой компанией в суде. В большинстве случаев эксперты помогали получить пострадавшему в аварии полные выплаты от страховой.
Необходимость в экспертной помощи имеется в каждом случае, когда страховая организация значительно снижает сумму ущерба. При определении причин аварии важно учесть состояние водителя, дорожные условия, условия окружающей среды. Во время экспертизы можно установить не только вину водителя, но и ответственность других участников дорожного движения. Это могут быть пешеходы или службы, которые следят за состоянием дорог. С помощью экспертов можно определить, в каком состоянии находился автомобиль перед аварией и не было ли у него заводского брака, который мог стать причиной ДТП. Чаще всего оценка авто после ремонта требуется при выполнении некачественных ремонтных работ по страховке. Она позволяет получить компенсацию за все обнаруженные недостатки.
При проведении исследования в комплексе изучаются все обстоятельства происшедшего и рассчитываются параметры объектов, которые могли каким-то образом повлиять на возникновение аварийной ситуации. При этом эксперты могут пользоваться специализированными компьютерными программами и создавать математические модели происшедшего. Специалист анализирует действия каждого участника ДТП и изучает улики по имеющимся материалам дела, в том числе, данные, полученные с видеорегистраторов.
На какие вопросы должен ответить оценщик?
Каждый независимый эксперт по оценке ущерба автомобиля должен ответить на следующие вопросы:
- Имеется ли реальный ущерб машине;
- Нанесены ли транспортному средству какие-либо повреждения, в том числе, скрытые?
- Как повлияло происшествие на стоимость машины?
- Насколько правильными являются выплаты страховой компании?
Стоимость экспертного исследования
При определении стоимости экспертизы нужно понимать, что она оплачивается заказчиком. Но если заказчик и есть пострадавший в аварии, то он может впоследствии потребовать от страховой компании денежного возмещения своих расходов.
Чаще всего цена экспертной работы зависит от нескольких факторов:
- характер повреждений авто;
- поставленные задачи и их объем;
- регион, где оказывается услуга;
- производитель автомобиля.
Любая экспертиза авто после ДТП проводится на основании заключенного с заказчиком договора. Также необходимо предоставить в оценочную компанию несколько документов, например, страховой полис, паспорт клиента и автомобиля, документ о регистрации транспорта и ПТС. Кроме того, эксперт по оценке ущерба после ДТП может попросить предоставить документы, составленные ГИБДД после аварии. Они необходимы для страховой компании, чтобы определить сумму компенсации пострадавшим.
Этапы работы экспертов:
- при назначении экспертизы судом он должен вынести определение, в котором делается вывод о необходимости ее проведения. Также в этом определении устанавливаются вопросы для эксперта;
- определяется дата и место проведения экспертизы. Об этом извещаются все участники аварии;
- сравнение основных деталей с номерами, которые указаны в протоколах ГИБДД;
- тщательно осматривается автомобиль на предмет имеющихся повреждений. Специалист на этом этапе может выявить дефекты в машине, которые появились во время инцидента.
- выполняется фотосъемка авто;
- выполняется расчет стоимости ремонта. При этом автомобиль может быть частично разобран. Разбор происходит только на специально оборудованной станции технического обслуживания (СТО) в присутствии собственника автомобиля и эксперта. Эксперт фиксирует ход разбора, на основании которого делаются выводы. Формулы расчета указываются в итоговом документе;
- каждая оценка ремонта автомобиля после ДТП позволяет установить окончательную сумму ущерба, но обязательно с учетом износа;
- определение состояния авто до аварии по оставшимся неповрежденным частям;
- подготавливается подробный отчет о проделанной работе.
Чтобы избежать многочисленных проблем после аварии, нужно сразу обращаться к опытным экспертам, чтобы была проведена оценка ущерба автомобиля после ДТП.
Также непосредственно после ДТП стоит проконтролировать действия сотрудников ГИБДД и проверить акт осмотра машины. В нем должны быть четко указана и описаны все имеющиеся повреждения, то есть сколы и вмятины. Также в протоколе должны быть правдиво описаны обстоятельства аварии, указаны марки машин, сведения о водителях и виновных в аварии. Стоит знать, что подобной экспертной деятельностью могут заниматься только подготовленные специалисты с техническим образованием и наличием разрешения. Также эксперты должны иметь в своем распоряжении все необходимое оборудование и электронные средства для проведения исследования.
ПРИМЕР №1
Объект экспертизы: автомобиль Pоntiac Vibe 2004 года выпуска.
Вид экспертизы: авто-техническая.
Заказчик экспертизы: Преображенский районный суд
Проблема: Необходимо рассчитать стоимость восстановительного ремонта, который потребовался в результате произошедшего ДТП.
Довольно часто при наступлении страхового случая, страховая компания начинает уклоняться от своих обязательств по выплате страхового возмещения, либо выплачивает его в меньшем размере, чем нанесенный ущерб.
С владельцем данного автомобиля произошла именно такая ситуация.
Расчет стоимости восстановительного ремонта, произведенный страховой компанией:
Стоимость ремонта всего |
124 866,00 руб. |
Стоимость ремонта с учетом износа всего |
65 539,75 руб. |
Результат: Центр независимых экспертиз «Стандарт Эксперт» произвел независимую экспертизу, стоимость восстановительного ремонта автомобиля Pоntiac Vibe составила:
Стоимость ремонта всего |
177 127,32 руб. |
Стоимость ремонта с учетом износа всего |
108 833,86 руб. |
ПРИМЕР №2
Объект экспертизы: Mazda 3 государственный регистрационный знак х000хх44.
Вид экспертизы: авто-техническая.
Заказчик экспертизы: Симоновский районный суд.
Проблема: Заявитель обратилась с заявлением о ДТП в ООО «Группа Ренессанс Страхование», которое, рассмотрев заявление, признала событие страховым случаем, и выплатило возмещение, на основании заключения с учётом износа, в размере: 120 000 руб. 00 коп. (Сто двадцать тысяч руб. 00 коп.) по полису обязательного страхования ответственности (ОСАГО) и по полису добровольного страхования ответственности: 29 773 руб. 85 коп. (Двадцать девять тысяч семьсот семьдесят три руб. 85 коп.). Заявитель экспертизы не согласен с перечнем повреждений в результате ДТП, также его не устраивает расчет стоимости восстановительного ремонта, произведенный страховой компанией.
Расчет стоимости восстановительного ремонта, произведенный страховой компанией:
Стоимость ремонта всего |
193 303,18 руб. |
Стоимость ремонта с учетом износа всего |
129 773,85 руб. |
Перед экспертом поставлены следующие вопросы:
-
Какие повреждения возникли на автомашине Mazda 3, государственный регистрационный знак х000хх, в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 00.00.0000г.?
-
Какова стоимость восстановительного ремонта автомобиля Mazda 3, государственный регистрационный знак х000хх, необходимого для ликвидации повреждений, возникших в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 00.00.0000г.?
Результат: Эксперт ООО Центр независимых экспертиз «Стандарт Эксперт» проанализировал перечень повреждений в справке о ДТП, калькуляцию предполагаемых затрат на ремонт, составленную как экспертной организацией со стороны страховой компании, так и экспертной организацией со стороны пострадавшего. Экспертиза проводилась только по материалам гражданского дела, так как на дату проведения экспертизы автомобиль был уже отремонтирован. Далее эксперт произвел идентификацию самого транспортного средства: модель, год выпуска, собственник и пр., и сделал вывод, что Данные транспортного средства, указанные в регистрационных документах, не противоречат расшифровке VIN на сайте http://www.japancats.ru/mazda/.
В предоставленных материалах гражданского дела отсутствует схема места ДТП, а также объяснения водителей – участников ДТП. Таким образом, определить характер, направление и траекторию движения автомобилей до столкновения, механизм их взаимодействия, а также соответствие повреждений автомобиля Mazda 3, государственный регистрационный знак х000хх, экспертными методами не представляется возможным.
Однако, в результате проведенного сравнительного анализа эксперт установил, что повреждения автомобиля Mazda 3, указанные в акте осмотра транспортного средства страховой компании соответствуют повреждениям, перечисленным в справке о ДТП от 00.00.0000г., включая повреждения внешних деталей, сопряжённых с наружными деталями, указанными в Справке о ДТП или установленных на них, а также повреждения деталей, находящихся в зоне общей деформации, и которые могли быть недоступны сотруднику ГИБДД при осмотре (скрытые повреждения), и вероятно могли быть образованы в результате ДТП, произошедшего 00.00.0000г.
После учёта сведений материалов гражданского дела и на основании рекомендаций используемых руководств экспертом была рассчитана стоимость восстановительного ремонта по обозначенным повреждениям, которая практически подтвердила расчет страховой компании
Стоимость ремонта всего |
195 174,93 руб. |
Стоимость ремонта с учетом износа всего |
149 017,46 руб. |
ПРИМЕР №3
Объект экспертизы: BMW X5 государственный регистрационный знак х000хх77.
Вид экспертизы: комплексная авто-техническая трасологическая экспертиза.
Заказчик экспертизы: Лефортовский районный суд.
Проблема: Истец по гражданскому делу не согласен с перечнем повреждений, которые страховая компания связывает с произошедшим ДТП, а также с суммой страхового возмещения. Перед специалистом в данном исследовании поставлены вопросы:
-
Являются ли повреждения, имеющиеся на автомобиле BMW X5, государственный регистрационный знак х000хх77, следствием одного дорожно-транспортного происшествия, имевшего место 00.00.0000г. по адресу «…» г. Москвы с участием автомобиля BMW X5, государственный регистрационный знак х000хх77 и автомобиля ГАЗ, государственный регистрационный знак у000уу77 под управлением «…»? Какие повреждения являются следствием данного дорожно-транспортного происшествия?
-
Какова стоимость восстановительного ремонта, с учётом износа деталей автомобиля BMW X5, государственный регистрационный знак х000хх77, необходимого для ликвидации повреждений, возникших в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 00.00.0000г. по адресу «…» г. Москвы?
Результат: Данная экспертиза является комплексной, так как помимо эксперта-автотехника требует привлечения эксперта-трасолога. Эксперт-трасолог произвел идентификацию самого транспортного средства: модель, год выпуска, собственник и пр., и сделал вывод, что Данные транспортного средства, указанные в регистрационных документах, не противоречат расшифровке VIN на сайте www.elcats.ru/bmw/.
Далее эксперт-трасолог согласно предоставленным материалам гражданского дела, а именно Справке о дорожно-транспортном происшествии от 00.00.0000г., Определению об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 00.00.0000г. сделал вывод, что водитель автомобиля ГАЗ, государственный регистрационный номер у000уу77, нарушил п. 10.1 ПДД РФ (10.1 «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства»). В результате чего совершил наезд на стоящее транспортное средство – автомобиль BMW X5, государственный регистрационный номер х000хх77.
Далее эксперт-трасолог проанализировал закономерности отображения в следах информации о событии ДТП и подразделил следы на первичные, т.е. возникшие в процессе первого, начального контакта ТС между собой или ТС с различными преградами, и последующие (вторичные), появившиеся в процессе дальнейшего смещения и деформации вступивших в следовое взаимодействие объектов. Далее эксперт-трасолог произвел сравнительный анализ повреждений, зафиксированных в материалах гражданского дела. Далее эксперт установил, что что автомобиль BMW X5, государственный регистрационный номер х000хх77, имеет две группы повреждений, различных по механизму следообразования, соотнес эти повреждения с перечнем повреждений, указанных в справке о ДТП и актах осмотра, таким образом, связав механизм конкретного ДТП с зафиксированными повреждениями.
Далее эксперт-автотехник, в т.ч. оценщик, произвел расчет стоимости восстановительно ремонта указанного автомобиля BMW X5, государственный регистрационный номер х000хх77. Стоимость восстановительного ремонта составила:
Стоимость ремонта всего |
300 353,38 руб. |
Стоимость ремонта с учетом износа всего |
235428,78 руб. |
Что превышает стоимость восстановительного ремонта, рассчитанную страховой компанией (269 856,33 и 138849,43 соответственно), а также 2-ой показатель стоимости ремонта – с учетом износа, рассчитанный в инициируемой истцом досудебной экспертизе (346512,75 и 191737,72 соответственно).