Психолого-педагогическая экспертиза
Психолого-педагогическая экспертиза является комплексным аналитическим действием, цель которого состоит в установлении и фиксации психологического состояния несовершеннолетнего и обстоятельств для ведения досудебных и судебных разбирательств по делам, одним из участников которого является ребенок.
Также подобная экспертиза может проводиться в формате психологического консультирования педагогов, детей и родителей для корректировки образовательного и воспитательного процесса с учетом особенностей психологического развития ребенка.
Для чего назначается психолого-педагогическая экспертиза
В ходе исследования эксперты могут выявить:
- наличие и характер привязанности ребенка к родителям, близким родственникам или иным лицам;
- характер влияния родителей и родственников на воспитание и развитие ребенка, действительное отношение каждого из них к ребенку;
- личностные характеристики и психологические нюансы личности родителей и близкого окружения ребенка;
- наличие факта психологической травмы, нанесенной несовершеннолетнему со стороны близкого родственного круга, преподавателей школы;
- предпочтительное место жительства ребенка в случае развода родителей с одним из них;
- необходимость ограничения или запрета на общение ребенка с кем-то из родственников с целью ограничения негативного психологического воздействия;
- желательный режим встреч ребенка с отдельно живущими родителем или родственниками.
Независимая психологическая экспертиза ребенка необходима для суда, если рассматриваемое дело затрагивает права и интересы несовершеннолетнего. В этом случае проведение процедуры направлено на выявление важных аспектов для разрешения судебного дела и связано с такими решениями, как:
- лишение, ограничение или восстановление родительских прав;
- установление или ограничение права лица на участие в воспитании ребенка;
- определение места проживания несовершеннолетнего с одним из родителей;
- решение вопроса об усыновлении;
- установление опеки, попечительства.
Виды психолого-педагогических экспертиз
Назовем основные разновидности психолого-педагогической экспертизы и сферы, в которых они действуют:
- прогностическая, педагогическая. Выявляет закономерности воспитания и обучения несовершеннолетнего в их психологических аспектах;
- психолого-психиатрическая. Рассматривает личностные и поведенческие особенности человека;
- медико-психологическая. Находит отклонения в развитии психики вследствие заболеваний или особенностей развития;
- психолого-педагогическая. Объединяет в единую картину особенности психологического и прогностического развития ребенка с целью создания комплексного описания его развития в текущий момент времени;
- психолого-социальная. Ставит целью нахождение взаимосвязей между психологическими особенностями человека и его существования и взаимодействия в социальной сфере с другими людьми.
К данным разновидностям можно также отнести более частные экспертизы, например, различного типа психологические консультации. К ним часто прибегают родители и педагоги трудных детей с целью наладить отношения с ребенком и выстроить благоприятные условия для его развития. Наиболее распространенными в этой сфере являются:
- возрастно-психологическое консультирование подростков, которые вступили в переходный возраст, и психологическое консультирование родителей подростков как обратная сторона одной медали. Нередко в этот период отношения детей и родителей выходят из-под контроля и требуют вмешательства и помощи от специалистов;
- детское психологическое консультирование школьников требуется в случае неуспеваемости ребенка, сложностей при его вхождении в образовательную среду. Специалисты с помощью определенных методик находят истинные причины проблем ребенка в обучении;
- психологическое консультирование родителей, имеющих детей-инвалидов, направлено на оказание психологической помощи и поддержки для семей с особенными детьми. Воспитание ребенка с отклонениями в здоровье зачастую является тяжелым испытанием для родителей и обращение к специалистам помогает наладить здоровые взаимоотношения в семье.
Таким образом, подбор необходимого вида экспертиз зависит от конкретного случая и целей, которые ставятся перед специалистом. В зависимости от них формируется необходимый методический набор для работы специалистов с ребенком или взрослым. Как правило, это комплексные методики, основанные на объединении двух или трех более узких областей.
Результатом любой психологической экспертизы является нахождение ответов на вопросы, связанные с особенностями личности, поведения и психологического состояния человека, который является объектом исследования.
Стоимость производства психологических экспертиз
№ | Наименование услуги | Стоимость |
1 | Психологическая , психолого-педагогическая экспертиза и диагностика | от 7 000 рублей Цена рассчитывается в каждом конкретном случае индивидуально, исходя из количества исследуемых лиц (подэкспертных) и вопросов, поставленных перед специалистом |
2 | Психологическая диагностика 1 человека без составления заключения (включает психологическую консультацию по результатам исследования) | 7 000 рублей Продолжительность диагностики – 1,5 часа на 1 человека Обработка материалов – 1 день Консультация по результатам – 40 минут на 1 человека |
3 | Психологическая диагностика 2 человек без составления заключения (включает психологическую консультацию по результатам исследования) | 12 000 рублей Продолжительность диагностики – 1,5 часа на 1 человека Обработка материалов – 1 день Консультация по результатам – 40 минут на 1 человека |
4 | Психологическая диагностика 3 и более человек без составления заключения (включает психологическую консультацию по результатам исследования) | 5 000 рублей за 1 человека Продолжительность диагностики – 1,5 часа на 1 человека Обработка материалов – 1 день Консультация по результатам – 40 минут на 1 человека |
5 | Социометрия и смежные исследования в группе | от 30 000 рублей Цена указана за группу не более 7-ми человек Обработка материалов – 3 дня Консультация по результатам – 1 час |
6 | Психологическое (психолого-педагогическое) исследование 1 человека с составлением заключения для предоставления в суд | от 30 000 рублей Цена указана за ответы на базовые вопросы, поставленные перед специалистами Срок исполнения – от 5 дней При производстве судебной экспертизы стоимость увеличивается на 10 000 р. |
7 | Психологическое (психолого-педагогическое) исследование 2 человек с составлением заключения для предоставления в суд | от 50 000 рублей Цена указана за ответы на базовые вопросы, поставленные перед специалистами Срок исполнения – от 7 дней При производстве судебной экспертизы стоимость увеличивается на 5 000 р. |
8 | Психологическое (психолого-педагогическое) исследование семьи из 3 и более человек с составлением экспертного заключения для предоставления в суд | от 90 000 рублей Цена указана за ответы на базовые вопросы, поставленные перед специалистами Срок исполнения – от 10 дней При производстве судебной экспертизы стоимость увеличивается на 10 000 р. |
9 | Психологическое исследование аудиозаписей, видеозаписей, стенограмм, текстов и пр. на предмет наличия психологических признаков влияния, формирования негативного отношения, мнения и пр. Может проводится как в комплексе с лингвистической экспертизой, так и самостоятельно. |
От 35 000 р. |
10 | Психологическое исследование почерка с определением индивидуально-психологических характеристик исполнителя. Проводится комплексно 2 экспертами: криминалистом-почерковедом и клиническим психологом. |
От 35 000 р. |
Порядок проведения, сроки и стоимость
Провести психологическую экспертизу ребенка может только сертифицированный специалист. Психо-педагогическая экспертиза проводится специалистами в области психологии и педагогики с применением разработанных методик оценки развития ребенка и его психологического состояния.
Исследование проходит в несколько этапов:
- сбор и анализ сведений о ребенке. На этом этапе опрашиваются взрослые, взаимодействующие с ребенком, на предмет выявления социально-бытовых и педагогический условий его жизни, основных моментов ситуации, психологических особенностей;
- работа с несовершеннолетним. В ходе беседы, выполнения простых заданий и тестов с применением специальных дидактических материалов (карточек, иллюстраций, картинок) и игровых заданий специалист оценивает уровень развития ребенка, его психологическое состояние и возможные отклонения от нормы;
- после проведения встречи с несовершеннолетним эксперты выстраивают общую психологическую картину, выявляют проблемы и возможные пути их разрешения.
Психологическая экспертиза родителей ребенка проводится по похожей схеме.
Результаты исследования оформляются в виде экспертного заключения, в которое включены следующие пункты:
- вступительная часть с перечислением оснований для проведения экспертизы;
- описание процедуры с указанием присутствующих лиц и использованных методик и тестов;
- исследование, в котором результаты экспертизы получают трактовку и делаются выводы по заданным вопросам эксперту.
В приложении к документу подшиваются примененные тесты и вопросы, выполненные или демонстрируемые рисунки.
Сроки проведения процедуры варьируются от 1 дня до недели. Это зависит от ряда факторов:
- необходимость оформления результатов экспертизы для суда или ведение психологического консультирования детей вне правовых разбирательств;
- количество человек, участвующих в экспертизе. В среднем на работу психолога или педагога с одним респондентом уходит 1,5–2 часа. Далее за день обрабатывается собранный материал и формируется психологическая карта;
- вопросы, поставленные перед экспертами, и поиск на них ответов в процессе процедуры. Например, психологическая экспертиза ребенка по отношению к отцу, с которым он находится в сложных отношениях, может быть затруднена и потребовать не одной встречи с психологом.
Стоимость экспертизы также формируется исходя из ее целей и исходных данных, которые перечислены выше. Цена комплексной экспертизы в «Стандарт Эксперт»
В среднем цена за один из перечней, указанных выше, составляет от 7 до 15 тысяч рублей.
Вопросы для эксперта
На какие вопросы может ответить эксперт, проводящий психолого-педагогическое расследование:
- С каким из родителей проживание является наиболее предпочтительным в случае расторжения брака между родителями ребенка с учетом психологических особенностей каждого из родителей и ребенка? Какие стили воспитания транслируются каждым из родителей?
- Скрывается ли причина неуспеваемости ребенка в школе следствием его психологической несовместимости с преподавателем, коллективом класса и образовательной моделью, диктуемой школой?
- Является ли поведение несовершеннолетнего девиантным? В чем истинные причины такого поведения? Каковы взаимоотношения между несовершеннолетним и его родителями?
ПРИМЕР №1
Объект экспертизы: Взаимоотношения родителей и ребенка.
Вид экспертизы: психолого-педагогическая.
Заказчик экспертизы: Балашихинский городской суд.
Проблема: Психологу необходимо определить индивидуально-психологические особенности ребенка, родителей, описать характер взаимоотношений в семье, определить структуру привязанности ребенка, произвести анализ семейного конфликта и на основе психологических потребностей и интересов ребенка в рекомендательной форме предложить порядок общения несовершеннолетнего ребенка с матерью, отцом.
Результат: Для производства экспертизы были привлечены 2 специалиста: Клинический психолог и психолог, ориентированный на работу с детьми. Для производства данного типа экспертизы экспертами-психологами была использована батарея методик для анализа индивидуально-психологических особенностей родителей (Тест смысложизненных ориентаций Д. Крамбо и Л. Махолик; методика определения акцентуаций характера К. Леонгарда; Личностный опросник Айзенка и пр.); индивидуально-психологических особенностей ребенка (Тест Кетелла; Тест «Несуществующее животное»; Методика Рене Жиля и пр.), различные патопсихологические методики (пиктограмма, 10 слов, исключение предметов и пр.); а также методики взаимоотношений родитель-ребенок (Методика «Рисунок семьи»; Методика Рене Жиля и пр.).
Временно-пространственная организация исследования может варьироваться в зависимости от уровня конфликтности в семье, но обычно предлагается такая схема:
-
Исследование ребенка
-
Исследование матери
-
Исследование отца
-
Исследование отец+ребенок
-
Исследование мать+ребенок.
Время проведения экспертизы 1 человека – от 2 до 4 часов. Экспертиза может проводиться в несколько дней. Исследование ребенка проводится без присутствия родителей.
По результатам исследования экспертами-психологами составлено заключение, состоящее из вступительной части, где указываются основания для производства экспертизы, производится описание процедуры исследования, перечисление присутствующих; исследовательской части, где приведены результаты исследования и их интерпретация и выводов, где отражены ответы на вопросы, поставленные судом перед экспертом. Очень важным и обязательным является наличие приложений, где приводятся сканы рисунков, тестов и опросников, выполняемых подэкспертными.
ПРИМЕР №2
Объект экспертизы: исследование личности конкретного человека
Вид экспертизы: психологическая
Заказчик экспертизы: частное физическое лицо
Проблема: Женщина, Иванова И.И., осуществляя сделку, полагала, что приобретает квартиру. На самом же деле она приобрела долю в паевом инвестиционном фонде. Подписи поставлены, сделка состоялась. Конечно, в такой ситуации доказать свою правоту весьма сложно. Однако в рамках психологических экспертиз есть исследование сделок с «пороком воли», которые по статье 177 ГК РФ могут быть признаны недействительными. Что относится к «пороку воли»: неспособность человека понимать значение и последствия своих действий (с психологической точки зрения), сделка под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, а также сделка под влиянием насилия, угрозы. Сюда также могут быть отнесены: неадекватность мотивации, необоснованность решений, дефектность программирование системы действий, дефектность исполнительских механизмов, в т.ч. волевая регуляция.
Результат: Для производства данного типа экспертизы экспертом-психологом исследованы такие параметры личности человека, как уровень внушаемости, неадекватность антиципации, акцентуации характера, ошибки восприятия, сенсорная недостаточность, познавательные процессы: мышление, внимание, память. Использованы следующие методики: MMPI, патопсихологические методики: «Пиктограмма», «Классификация предметов», «Исключение предметов», «10 слов», «Опосредованное запоминание по Леонтьеву» и пр., методика определения акцентуаций характера Леонгарда и пр.
С подэкспертной проведена батарея соответствующих методик, в том числе проективных, проведен эксперимент по стрессоустойчивости.
По результатам проведенного исследования установлен истерический тип личности со склонностью к сужению сознания, снижению интеллектуального потенциала в психически напряженных ситуациях.
Таким образом, Иванова И.И. может на законных основаниях требовать признать данную сделку недействительной.
В паре с такой психологической экспертизой может также проводится правовая или лингвистическая экспертиза Договора, который скрепил данную сделку.
ПРИМЕР №3
Объект экспертизы: текст, расположенный на личной WEB-странице в социальной сети ВКонтакте
Вид экспертизы: комплексная психолого-лингвистическая
Заказчик экспертизы: Частное физическое лицо
Проблема: На исследование поступил текст, расположенный на личной WEB-странице в социальной сети ВКонтакте, в котором была размещена информация, в том числе о деятельности ООО «ХХХ» (название организации и заказчика не приводятся из соображений конфиденциальности) и ее Генеральном директоре. Экспертам в области психологии и лингвистики предлагалось ответить на вопросы, относительно присутствия/отсутствия проблемной (спорной) тематики, использованных автором языковых средств и приемов психологического воздействия и влияния на потенциального читателя.
Результат: Для производства данного типа экспертизы экспертом-лингвистом было установлено, что в тексте вообще не идет речь о заданном в вопросе предмете речи, и
сделан отрицательный вывод об отсутствии описанного в вопросе значения. Также эксперт-лингвист установил, что использованное языковое средство в данном контексте и коммуникативной ситуации может быть понято «двояко» и объяснил причины неоднозначности. Далее эксперт-психолог установил имеющиеся в тексте приемы психологического воздействия и влияния, а именно: внушение и пробуждение импульса
к подражанию читательской аудитории, которые, однако, не были связаны с деятельностью компании ООО «ХХХ», а выражали исключительно упования и негодования автора относительно снижения уровня качества определенного вида продукции на рынке в целом.